Авелин, рыцарь из Орлея
Авелин родилась в первой половине века Бурь в семье орлесианского крестьянина близ города Халамширал. Она родилась крупной и некрасивой. К тому же ее отце хотел мальчика, так что, не желая кормить лишний рот, он отнес малютку в лес и оставил на произвол судьбы. Но, к счастью, плачущего ребенка нашли странствующие долийские эльфы.

Они взяли ее к себе в клан и вырастили как свою. Девочка научилась стрелять из лука, побеждать в поединках и выживать в дикой природе. Когда Авелин выросла, она была крупнее и сильнее большинства человеческих женщин, не говоря уже об эльфийских. Зная, как хорошо девушка сражается, приемные родители посоветовали ей принять участие в турнире людей в близлежащем Монтсиммаре. Но женщины в Орлее на турниры не допускались, равно как и не посвящались в рыцарство, и Авелин пришлось притвориться мужчиной. В клане ей выковали доспехи, шлем с закрытым забралом и прекрасный меч из железной коры.

Авелин явилась на состязания, назвавшисьрыцарем из Антивы. Шлема она не снимала даже при стрельбе из лука. И конечно же Авелин одолела многиих рыцарей, пока дело не дошло до поединка с рыцарем Калевой, служившим самому Императору и считавшимся лучшим воином в тех землях.

Калева был полон решимости одержать победу, и его удары были сильны и быстры. Однако Авелин отражала каждый из них, и это злило Калеву все больше и больше. Наконец, в отчаянии, он подсек Авелин и бросил ее наземь. От удара шлем слетел у нее с головы, и Калева застыл, как громом пораженный. Он был посрамлен и потребовал, чтобы состязания были признаны недействительными, но толпа лишь освистала и осмеяла его. В гневе Калева развернулся и убил лежащую на земле беспомощную Авелин.

Сын Императора, принц Селестин, тоже присутствовал на турнире и тоже был побежден Авелин, однако сумел оценить ее мастерство и храбрость и был весьма опечален ее несправедливой смертью. Когда в году 7:44 Века Бурь он взошел на престол, то отменил закон, запрещающий женщинам вступать в руцарство, и посмертно посвятил в рыцари Авелин. Хотя женщины-рыцари в Орлее и поныне редкость, все, кто принимает посвящение, почитают госпожу Авелин как свою покровительницу.

--Лорд Франсуа Маньи. "Авелин, рыцарь из Орлея".

8:44 Благословенного Века.


Баллада об Айсли
ветер тревожит

могилы мелкие,

песню несет

над пустошью вдаль

слушай наш плач

внемли нашим словам

серые прокляты

покой дан нам

слушай наш плач

внемли нашим словам

живы мы, пока

память о нас жива

когда свет падет

под натиском тьмы

внемли нашим словам

и восстанем мы

--Из "Баллады об Айсли", предположительно написано после битвы при Айсли,

которая положила конец Четвертому Мору,

5:20 Возвышенного Века.


Легенда о Каленхаде
До коронации короля Каленхада Ферелден представлял собой всего лишь кучку независимых эрлингов и тэйрниров, беспрестанно воевавших дург с другом по разным незначительным поводам.

Каленхад родился в 5:10 Возвышенного Века и был третьим сыном в семье хайеверского купца. Времена были тяжелые и когда мальчик немного подрос, его отправили к дальнему родственнику - бедному молодому рыцарю по имени сер Фораннан. Тот сделал Каленхада своим оруженосцем и доверил ему собак. Вскоре сер Фораннан со своим оруженосцем оказались втянуты в одну из войн за объединение, которые в то время не утихали. Войну затеял эрл Мирдин - могущественный, но не слишком популярный человек, желавший стать королем. Все началось с того, что сюзерен Фораннана, молодой и глупый эрл по имени Тенедор (возрастом не старше Каленхада), попал в осаду в собственном замке (ныне известном как Западный Холм), окруженный войсками Мирдина. Когда Мирдин вызвал Тенедора на переговоры, юный эрл решил послать вместо себя переодетого оруженосца. Добровольцем вызвался Каленхад. Он преклонил колени перед Тенедором и испросил этой чести.

К разочарованию Тенедора и сера Фораннана, эрл Мирдин сразу же раскрыл обман. "Зачем ты здесь?", спросил эрл. Каленхад объяснил, что должен был выдавать себя за Тенедора. "Я собирался убить Тенедора, - сообщил ему эрл. - Ты готов принять смерть за него?" "Да" -, ответил Каленхад, чем произвел сильное впечатление на Мирдина и его соратников. Мирдин предложил Каленхаду сать его оруженосцем, но юноша отказался. "Раз вы собирались посягнуть на парламентера, - сказал он, - значит вы бесчестный человек". Соратники Мирдина посмеялись над этим, но сам Мирдин признал, что в словах Каленхада что-то есть. Он позволил юноше вернуться в замок и затем предпринял последний штурми.

Во время приступа Тенедор и Фораннан погибли. Каленхад же оказался лицом к лицу с самим эрлом Мирдином. На глазах у соратников Мирдина Каленхад победил его и потребовал, чтобы тот отозвал войска. "Зачем ты сражался, - удивился эрл, - если и твой господин, и господин твоего господина погибли?" "Я делал то, чего требовала от меня честь, - отвечал ему Каленхад. - Больше мне ничего не оставалось".

"Ты не пользуешься славой человека чести, - продолжал Каленхад, - но, полагаю, хочешь таким быть. Однажды ты сохранил мне жизнь, и теперь я делаю для тебя то же самое. Быть может, если бы больше людей жили по чести, мы бы научились доверять друг другу и жить в мире". С этими словами Каленхад убрал меч.

"Ты обезоружил меня мечом, но поистине победил словами", - сказал Каленхаду эрл Мирдин, опускаясь на одно колено. А потом сообщил своим людям, что теперь точно знает: не быть ему королем - королем должен стать другой. И с этими словами Мирдин принес Каленхаду вассальную присягу и нарек его тэйрном и правителем всех земель Тенедора.

--Из "Легенды о Каленхаде". Брат Херрен, писец Церкви,

8:10 Благословенного Века.
С присяги эрла Мирдина и начался путь Каленхада к власти.

Некоторые из соратников Мирдина также принесли присягу, но большинство решило, что их предводитель свихнулся. Доверить мальчику-плебею предводительство и престол? Однако дальнейшие события показали, что не зря Мирдин доверился Каленхаду. С каждой новой победой юный вождь завоевывал себе новых и новых сторонников, и весть о его доблести разлеталась во все края. В одном из походов на долинный баннорн он повстречал свою будущую соратницу, прославленную воительницу леди Шайну.

Спустя какое-то время Каленхад женился на прекрасной дочери Мирдина Майрин. Его незыблемая вера в истинность путей Церкви стала краеугольным камнем нового двора. Церковь тогда только-только обосновалась в тех землях, но основные военные силы были сосредоточены в руках почитателей Андрасте. Каленхаду удалось соединить разрозненные земли в одну державу. Своей благочестивостью он завоевал доверие религиозных ферелденцев, которые только и ждали подобного предводителя.

Имея в союзниках леди Шайну, Каленхад был непобедим и к 5:42 Возвышенного Века война за ферелденские земли была уже почти выиграна. Оставался последний бой - с войками Симеона, тэйрна Денерима, самого могущественного правителя тех земель. Каленхаду удалось привлечь на свою сторону Круг Магов и Воинов пепла, и вот, в битве в Белой Долине, он окончательно разгромил Симеона и стал полноправным королем объединенной страны.

В ходе битвы Симеон чуть не убил Каленхада, но леди Шайна пиняла удар на себя и сама убила Симеона. В том же году, в Денериме, Каленхад был коронован. Но еще не один месяц он провел у постели леди Шайны, выхаживая ее и возвращая к жизни.

Какое-то время в Ферелдене под правлением короля Каленхада царил мир. Церковь, поощряемая монархом, быстро распространяла свое влияние по стране. Куда бы ни приезжали король с королевой, их встречали с радостью и восторгом. простонародье почитало Каленхада за одного из своих, добившегося невозможного. Впервые за всю историю ферелденских земель была налажена торговля с другими странами. Но ничто не вечно на земле, и золотому веку Ферелдена должен был неминуемо прийти конец.

--Из "Легенды о Каленхаде". Брат Херрен, писец Церкви,

8:10 Благословенного Века.
Легенда о Каленхаде гласит, что леди Шайна питала к своему королю чувства куда более нежные, чем дружеские. Эти чувства она держала в тайне, повинуясь долгу и чести. Но когда некая ведьма - позднее оказавшаяся сестрой эрла Симеона, жаждущей мести, - предложила ей приворотное зелье, леди Шайна не устояла перед соблазном. Она опоила зельем Каленхада, и той же ночью королева Майрин застала их вдвоем. В отчаянии она бежала из Денерима и вернулась к отцу. Когда Мирдин узнал о случившемся, он пришел в ярость и пригрозил Каленхаду лишить его своей поддержки и развязать гражданскую войну.

Говорят, что вскоре леди Шайна раскаялась в содеянном и призналась двору в применении запретной магии. За такой проступок ее полагалось казнить, но Каленхад простил леди Шайну и отказался от казни. Этого Мирдин не стерпел и начал объединять эрлов против Каленхада и леди Шайны. Очень скоро Ферелден вновь оказался на пороге гражданской войны.

Вопреки запрету Каленхада, леди Шайна в одиночку отправилась к Майрин, чтобы покаяться и вымолить мир, но там ее нашел Мирдин и убил. Разозленный и одновременно опечаленный Каленхад вызвал Мирдина на поединок чести. Ни тот, ни другой не желали этого, но оба понимали, что без поединка не обойтись. Пал в этой дуэли Мирдин. Смерть первого союзника короля, важного эрла, оказалась слишком сильным ударом для молодого королевства. Остальные эрлы не отказались от своих обвинений в адрес Каленхада. Угроза гражданской войны возникла вновь. Тогда Каленхад в последний раз отправлися к жене, после чего просто исчез. Что он ей сказал - никому не ведомо. Он оставил Майрин документ, в котором отрекся от престола в пользу своего будущего сына, кторого королева в тот момент носила под сердцем и который впоследствии взошел на трон как король Вейлан I, основатель династии Тейринов, существующей и по сей день. Каленхада же с тех пор никто и никогда не видел.

Легенды и слухи о каленхаде со временем только росли и ширились, даже когда истекли все мыслимые и немыслимые сроки человеческой жизни. Говорят, что он ушел в Дикие земли Коркари, или поселился с гномами, или даже стал монахом в уединенном и сокрытом от мира ордене Церкви. В 7:88 Века Бурь Церковь канонизировала Каленхада. Меч Каленхада, Неметос, остался у Майрин и долгое время служил символом королевской власти в Ферелдене. Стали распространяться слухи о его волшебной силе, и когда во время успешного покушения на короля Венедрина в 8:24 Благословенного Века, меч был утерян, все восприняли это как тяжелый удар по роду Тейринов. С тех пор не раз появлялись подделки, выдаваемые за легендарный меч, но настоящий Неметос так никогда и не был найден.

--Из "Легенды о Каленхаде". Брат Херрен, писец Церкви,

8:10 Благословенного Века.


Дневник Каридина
940, день 45-й, год 5-й правления короля Валтора. У меня получилось. Видение, дарованное мне предками, наконец воплотилось в жизнь. Сегодня с моей наковальни сошел гном из живого камня и стали. Я назвал его големом в честь тех статуй из легенды, оживляемых мертвыми. В них, големах, наше будущее и наше спасение.

940, день 60-й, год 5-й правления короля Валтора. Это ужасная процедура. Не каждый способен вынести такое и сохранить разум. Для меня большая честь, что предки считают меня достойным нести эту ношу и ковать защитников для Орзаммара.

Такие великие свершения немыслимы без жертв. Камень и сталь не оживут, если не вдохнуть в них душу.

940, день 73-й, год 5-й правления короля Валтора. Я объявил набор добровольцев. Добровольцев немного, но они есть. Это юноши из касты воинов, младшие сыновья без имущества и без надежды на брак. Они желают защищать Орзаммар от чумы, выпущенной на свет людьми. Они хотят жить вечно в теле. которое крепче любой брони. И они не просят дать им поговорить с предшественниками.

Раньше я воздерживался говорить о таком, даже на этих страницах, но сейчас сказать необходимо. Душу в моих големов вдыхает смерть этих храбрых воинов. Они приходят ко мне, в чем мать родила. Я облачаю их в броню, такую большую, что даже самые крупные воины смотрятся в ней как дети. Наковальня становится их первой и последней колыбелью.

Со всех сторон от нас - толща земли не менее чем в милю. Никто не слышит, как они кричат, когда я заливаю расплавленный лириум через глазные отверстия, через рот, через каждый шов и каждую щелочку доспехов. Они затихают быстро, но запах остается надолго. Запах горячего металла с едва заметной ноткой крови. Я должен спешить. Броня становится ковкой, и я придаю ей форму молотом и щипцами.

Вскоре раскаленное тело начинает биться у меня в руках, скручиваясь и извиваясь с каждыс ударом молота. Оно снова стонет - низко и сдавленно - но я научился не обращать на это внимания. Сейчас главное - не ошибиться. Нельзя, чтобы в глазу осталась окалина или в ноге - необработанный кусочек гранита. Они стонут, пока я работаю, но ведь это лучше, чем остаться сломанным, покалеченным? Те, с кем я беседовал, говорят мне о мучительной боли, но если бы они могли взглянуть со стороны, они увидели бы совершенство.

--Из дневника Каридина.


История Церкви
Первый Мор вызвал в Империи Тевинтер хаос и опустошение. Порождениями тьмы, обрушившимися на селения, дело не ограничилось. Подданных Тевинтера ждал еще один удар - против них обратились их же собственные боги. Думат, один из Старых Богов, известный как Дракон Тишины, восстал, чтобы погрузить в тишину весь мир. Несмотря на отчаянные мольбы о помощи, другие Старые Боги не вмешивались. Тогда жители Империи усомнились в своей вере. Они начали убивать священников и сжигать зрамы, дабы наказать вероломных богов, не пришедших к ним на помощь.

В те дни, даже после первого Мора, Империя простиралась через все известные людям земли. Граничащая с землями варварских племен, Империя была хорошо подготовлена в любому вторжению извне. Но крах ее уже назревал изнутри.

Жители дальних северных и восточных рубежей Империи взбунтовались против своих могущественных владык. Чтобы подавить эти мелкие бунты, тевинтерские магистры призвали демонов. Тела бунтовщиков они сожгли в назидание будущим мятежникам. Но бунты не утихли. Империя начала распадаться на части. Толпы негодующих и разочаровавшихся людей сделали то, что бессильны были сделать вражеские армии. Но магистры были все еще уверены в своей власти. Они просто не могли себе представить, как такое возможно - пережить Мор и пасть от руки своих же подданных.

Даже после Мора у Тевинтера была армия, превосходящая по численности армию любой другой страны в Тедасе. Но в армии этой царило разложение, и ее боевой дух стремительно падал. Крушение Тевинтера было таким сильным, что варвары Аламарри, уже наводнившие пустоши Ферелденской долины у юго-восточной границы Империи, увидели слабость врага и, после эпохи притеснений, выступили в поход, намереваясь не только освободить собственные земли, но и поставить на колени могучий Тевинтер.

Предводителями этого священного похода были великий военачальник Маферат и его жена Андрасте. Их мечты и замыслы навсегда изменили мир.

--Из "Истории падения Тедаса".

Брат Дженитиви, ученый Церкви.
Когда пророчица Андрасте и ее муж Маферат встали во главе своего враварского войска, южный Тевинтер обратился в хаос. В прошлом Империя не раз защищалась от вражеских нашествий, но теперь она осталась без поддержки богов, ее армия была в упадке, а земли опустошены Мором. Многие считают, что выбор момента для вторжения был еще одним из чудес Создателя, коих было явлено немало во время похода Андрасте во имя растпространения Его священного слова.

Андрасте была не просто женой военачальника. Она была обручена с самим Создателем. Услышав как она поет, взывая к небесам о наставлении, он был покорен ее мелодичным голосом и явился ей с предложением пойти с Ним и оставить порочный мир людей. В мудрости своей Андрасте взмолилась, чтобы Создатель вернулся к детям Своим и создал рай в мире людей. Создатель согласился при условии, что весь мир отринет своих лжебогов и примет Его священные заповеди.

Вооруженная знанием об истинном боге, Андрасте начала свой священный поход против изможденной Империи. Одна из заповедей Создателя, гласящая, что магия должна служить человеку, а не властвовать над ним, была как бальзам на сердце угнетенных тевинтерцев, живущих во власти магистров.

Весть о Священном походе Андрасте, о ее чудесах и военных успехах распространилась очень далеко. Те из тевинтерцев, кто решили, что Старые Боги их покинули, охотно вняли словам Создателя. Толпы этих бушующих жителей Империи, уничтожавших храмы. теперь делали это во имя Создателя и пророчицы Его Андрасте. Как армии Маферата завоевывали земли Южного Тевинтера, так слова Андрасте завоевывали сердца.

Говорят, что Создатель явил миру свою благодать в Битве на Валарианских полях, в которой войска Маферата разбили огромнейшую армию, какую Тевинтеру удалось собрать. Южные пределы могучей империи теперь были в безраздельной власти варваров. Вера в Создателя, подкрепленная свершившимися чудесами, грозила сотрясти само основание Империи.

Но, как известно, сердце людское сильнее самого могучего оружия, и будучи ранено, способно на самые черные деяния.

--Из "Истории падения Тедаса".

Брат Дженитиви, ученый Церкви.
Говорят, что в Битве на Валарианских полях Маферат спокойно стоял и взирал на свои войска. Он завоевал южные пределы величайшей империи, которую когда-либо видел мир, и объединил разрозненные варварские кланы в силу, способную наводить страх. С гордостью в сердце он обратился своим воинам, чтобы поздравить из... и обнаружил, что те отвернулись от него.

Маферата охватила зависть. После всего, что он сделал, вся слава досталась его жене. Он видел, насколько сильно Андрасте владеет людскими сердцами, и ему надоела роль второго мужа - пусть и второго после самого Создателя. Сердце его наполнилось яростью. Если он завоевал эти земли лишь затем, чтобы у него отнял жену какой-то забытый бог вместе с ордой фанатичного отребья, то война того не стоила.

Здесь летопись расходится с Песнью Света. Летопись гласит, что Маферат, обратив свой взор на север, в центральную часть Империи, увидел лишь перспективу дальнейшей затяжной войны против быстро перестраивающейся армии, и отчаялся. Песнь Света утверждает, что в Маферате взыграла зависть - к Создателю, к Андрасте, к тому почету, какой она обрела, хотя это он, Маферат, возглавлял войска и одержал победу!

Как бы то ни было, Маферат отправился в столицу Империи Минратоус и провел переговоры с архонтом Гессарианом. Он предложил выдать жену Империи в обмен на перемирие, которое положит конец вражде раз и навсегда. Архонт, желая заглушить голос пророчицы, обращающий против него его же людей, согласился. Маферат заманил Андрасте в засаду, где ее схватили имперцы, положив конец ее Священному походу.

Посмотреть на казнь Андрасте на центральной площади Минратоуса собрались тысячи верноподданных. По распоряжению архонта, пророчицу сожгли на костре - в Империи это считалось самой мучительной смертью из всех возможных. Однако, согласно учению Церкви, пламя лишь очистило Андрасте и возродило ее для жизни рядом с Создателем. Как бы там ни было, толпа ожидала услышать крики, но Андрасте молчала. При виде пророчицы, в объятиях пламени людей охватило огромное чувство вины, словно они участвовали в величайшем грехе. И так сильно было это чувство, что сам архонт обнажил свой меч и пронзил им сердце пророчицы, окончив ее страдания и оставив собравшихся в тяжелых мыслях о том, что произошло у них на глазах.

Таким образом, казнь Андрасте, которая, по задумке, должна была положить конец вере в Создателя, напротив, предрешила судьбу поклонения Старым Богам и вымостила путь для распространения Песни Создателя.

--Из "Истории падения Тедаса".

Брат Дженитиви, ученый Церкви.
Тевинтерцы, присутствовавшие при смерти Андрасте, не зря испытывали отчаяние. Считается, что казнь пророчицы разгневала Создателя, и Он снова отвернулся от человечества, обрекши жителей Тедаса на страдания во тьме.

В эти темные времена люди как никогда нуждались в свете. В любомние свете. Некоторые находили утешение в демонических культах, что обещали власть и богатство в обмен на поклонение. Другие молили Старых Богов о прощении, уговаривая великих драконов вернуться в бренный мир. Некоторые пали настолько, что ударились в поклонение порождениям тьмы, создав секты, прославлявшие зло в чистом виде. Люди искали спасителя и не находили, и казалось, что весь мир истекал слезами.

Однако последователи Андрасте после смерти своей пророчицы не отказались от ее учения. После казни они выкрали священный прах Андрасте и спрятали его в тайном храме. Сведения о местонахождении этого храма давно утеряны, но прах Андрасте и по сей день служит символом веры в Создателя, веры в то, что человечество когда-нибудь заслужит Его прощение, несмотря на горе, причиненное Ему.

С течением времени поклонение Андрасте набирало силу и в конце концов оформилось в виде Песни Света. Было сказано: пропойте Песнь в четырех уголках Тедаса, и Создатель наконец обратит свой взорна мир. С распространением Песни Света культ Андрасте стали называть Андрастианской Церковью. Для тех, кто обращался в веру Церкви, первейшей задачей было нести слово Андрасте по всему миру.

А новообращенных было много, в том числе наделенных властью - как в Империи, так и в городах-государствах, составляющих теперь Орлей. Такова была сила Создателя, что юный король Драккон предпринял несколько Священных походов, дабы объединить эти города-государства и создать империю, целиком посвященную воле Создателя. Орлесианская империя стала средоточием силы Церкви. В Великом Храме в Вал Руайо Церковь зародилась и была организована в том виде, в каком мы ее знаем сейчас. Драккон, к тому времени уже император Драккон I, создал Круг Магов, Орден Храмовников и священную Канцелярию Верховного Жреца. Многие в Церкви почитают его почти так же, как саму Андрасте.

Современная Церковь - это обитель веры и красоты, а также необходимая организация, защищающая Тедас от могущественных сил, способных нанести ему вред. Как Серые Стражи защищают мир от Моров, так Церковь оберегает человечество от него самого. И прежде всего Церковь старается заслужить прощение Создателя в надежде, что когда-нибудь Он вернется и сделает мир тем раем, каким он и был задуман.

--Из "Истории падения Тедаса".

Брат Дженитиви, ученый Церкви.


Первый Мор
Тедас - земля в высшей степени многообразная. Здесь можно встретить и принцев-ассасинов в Антиве, и сумрачных грифонов в Андерфелсе, но в своих путеществиях я обнаружил то. что объединяет все народы Тедаса. Это история о гордыне и проклятии. В разных краях ее рассказывают по-разному, но суть остается неизменной.

В своем расцвете империя Тевинтер простиралась чуть ли не по всему Тедасу, объединив весь известный мир под властью тиранов-магистров. Говорят, что Старые Боги, которым поклонялись магистры, даровали им знание магии крови, и эту запретную силу маги использовали для укрепления своей власти. Кровь как рабов-эльфов, так и людей реками текла по алтарям, дабы насытить алчность магистров. По рассказам, их неумеренность была столь ужасна, что можно только радоваться тому, что в наши дни магия крови запрещена.

Но все, что высоко возносится, рано или поздно падает. Неизвество, что послужило причиной - предвидение неизбежного краха или непомерная гордыня, - но магистры осмелились открыть портал в Золотой Город в самом сердце Тени. они хотели узурпировать престол Создателя, оставленный без надзора в Золотом Городе, после того как Создатель отвернулся от своих творений. Они готовы были захватить небеса и стать равными богам.

Именно это Церковь, часто говорящая обиняками, называет Вторым грехом.

Согласно большинству вариантов легенды, магистры действительно добрались до Золотого Города и вошли в обитель Создателя, куда не смел, да и не мог ступить ни единый смертный. но не человеческое это дело - ходить по небесам. нечестивыми магистрами владела гордыня и другие грехи, и присутствие их оскверняло Золотой Город. Некогда цитадель совершенства и святости, ныне он оказался вертепом, пристанищем тьмы и кошмаров. Магистры были изгнаны обратно через собственный портал и прокляты за свое вероломство. Осквернив Золотой Город, магистры сами переродились и стали первыми порождениями тьмы. Золотой Город, некогда светозарный маяк в самом сердце Тени, стал Черным Городом, памятником цене человеческой гордыни.

--Из "Истории падения Тедаса".

Брат Дженитиви, ученый Церкви.
В наше время люди слабо спредставляют себе последствия Второго греха. Нет, конечно, если спросить об этом тех, кто благочестив и религиозен, они будут рьяно проклинать порочную магию, не жалея ни слов, ни чувств. Однако среди ныне живущих нет тех, кто на самом деле помнит ужасы, наводнившие мир в ту эпоху. Письменные документы, если они и были, увы, не пережили последовавшей затем эры хаоса и невежества. В нашем распоряжении лишь рассказы выживших, изустно передаваемые на протяжении всех темных веков, и догма Церкви, что наставляет нас. А это, следует признать, крайне мало.

Полагаю, я не преуменьшу, если скажу, что Второй грех выпустил на волю бич всего живого в Тедасе. Порождения тьмы куда опаснее, чем самая страшная чума. Это безжалостная сила природы, пришедшая в наш мир как гнилостный ветер. По опыту дальнейших Моров (так стали называть нашествия порождений тьмы, и это саоме точное название, какое только можно придумать) мы знаем. что везде, где проходят порождения тьмы, воцаряются болезни и голод. Сама земля оскверняется от их присутствия, а небо наливается черными тучами. Я не преувеличу, друзья мои, если скажу, что большое скопление порождений тьмы - знак страшного катаклизма.

Считается, что те самые проклятые магистры, ставшие первыми порождениями тьмы, забрались глубоко под землю, нашли прибежище во тьме гномьих Глубинных Троп и там размножились. Движимые не то неким замыслом, не то остатками почтения, они отправились на поиски Старых Богов, которым они когда-то служили. И они нашли то, что искали - нашли Думата, первого среди Старых Богов, известного когда-то под именем Дракона Тишины. Он и все его собратья были заключены под землю за то, что заняли его, Создателя, место в сердцах людей. Этот грех назвали Первым грехом.

Когда спящий дракон проснулся, освобожденный из заточения своими темными почитателями, скверна перекинулась и на него самого. Думат стал первым архидемоном. Его могущество встало на службу воспаленному нечестивому разуму. Думат воспрял и снова взмыл в небеса, неся разорение в мир, созданный Создателем. Орда порождений тьмы следовала за ним по пятам. Старый бог стал оком темной бури, что грозила разрушить весь мир.

--Из "Истории падения Тедаса".

Брат Дженитиви, ученый Церкви.
Мир времен Первого Мора была не похож на мир, который мы знаем сегодня. Если не считать Империю, где царила цивилизация, люди в основной массе были дики, жили разрозненно, разбивались на кланы и племена и воевали друг с другом за ресурсы. В то же время глубоко в толще горных хребтов Тедаса переживала свой расцвет гномья культура - столь же организованная и развитая, сколь примитивной была людская культура.

Когда порождения тьмы выбрались на поверхность из своих подземных укрытий, люди сначала пришли в смятение, но потом начали сопротивляться. Армии Тевинтера всеми силами пытались сдержать орды темных тварей и не дать скверне расползтись по земле, но они не могли успеть сразу повсюду. В человеческую историю Первый Мор вошел как период невообразимого опустошения, и это действительно так. Но в нашем себялюбии мы часто забываем о том, что пережили гномы в своих отрезанных от мира горных королевствах.

Орды, противостоявшие гномам, намного превосходили те, что выступили против людей, поскольку порождения тьмы хотели захватить весь подземный мир. несмотря на мощь и технологическое превосходство гномов, беспощадные порождения тьмы одержали верх, сначала уничтожив удаленные тейги, а потом поглотив целые государства. Вы только вдумайтесь: за несколько десятилетий погибла целая цивилизация. По сравнению с теми ужасами, что испытали гномы, наш наземный Первый Мор предстает мелкой стычкой. И во всех последующих Морах главный удар принимали на себя гномы, чьи потери превосходили человеческие.

В конце концов четыре гномьих королевства смогли объединить усилия и нанести ответный удар. Это их и спасло. Оставшиеся же гномьи земли были обречены. Порождения тьмы заняли Глубинные Тропы, грандиозный подземный лабиринт, связывавший между собой земли гномов по всему Тедасу. И теперь, через эти тоннели, порождения тьмы легко могли в любом месте выбраться на поверхность и атаковать.

Человечество было просто не готово к такому нашествию. Стало ясно, что существующие методы ведения войны ему не помогут. Нужно было что-то новое.

И тогда появились наши спасители - Серые Стражи.

--Из "Истории падения Тедаса".

Брат Дженитиви, ученый Церкви.
Основанный в крепости Вейхаупт в Андерфелсе, орден Серых Стражей стал надеждой для человечества в тот скорбный час. Те, кто десятилетиями сражались с порождениями тьмы, объединились, и лучшие из них дали обет сделать все, чтобы сдержать море тьмы, что разлились по земле. Это великие люди, эльфы и гномы, собрав воедино все, что знали о враге, образовали единый фронт, чтобы покончить с бесчинствующим архидемоном.

И они с ним покончили. О первом наступлении Серых Стражей на ряды порождений тьмы в городе Нордботтен до сих пор слагают баллады. Каждому из Стражей приходилось сражаться одновременно с одним-двумя десятками порождений тьмы. Эскадроны Серых Стражей верхом на могучих грифонах, взмывающие в черное небо и бьющиеся с ужасным архидемоном копьем и заклятием - каким зрелищем это должно было быть!

Невероятно, но факт: тот первый бой Серые Стражи выиграли, и у мира неожиданно появилась надежда. Все последующее столетие люди и последние упорные защитники гномьих земель, ведомые Серыми Стражами, сражались с ордами архидемона Думата, захватывая и теряя земли, но не отступая. По всему Тедасу Стражи набирали под свое знамя тех, кто мог показать себя на поле боя, не делая различий между эльфом-рабоми человеком-дворянином. Наконец, почти два века спустя после того, как первый из Старых Богов восстал из земли, состоялась великая Битва Тихих Полей, в которой объединенная армия людей и гномов под предводительством Серых Стражей нанесла окончательное поражение Думату. Первый Мор был окончен.

Империю Тевинтер уже ждало новое испытание - пророчица Андрасте. О Море быстро забыли. Со смертью Думата порождения тьмы больше не рассматривались как угроза. Но теперь, оглядываясь в прошлое, мы понимаем, как глупа и опасна гордыня. Дело серых Стражей было еще очень далеко от завершения.

--Из "Истории падения Тедаса".

Брат Дженитиви, ученый Церкви.


Первые дети Создателя
Первыми детьми Создателя были духи, восхитительные создания, обитавшие на шпилях Золотого Города и, согласно Песни Света, асболютно преданные Создателю. Создатель, однако же, оказался ими недоволен. Он, задумав духов подобными Себе, наделил их способностью творить прямо из мирового эфира, но они этого не делали. У них не было никакого позыва к творению, и даже когда создатель приказал им творить, им не хватало воображения, чтобы вдохнуть в свои создания жизнь.

Создатель понял Свою ошибку. Он создал духов подобными Себе во всем, кроме одного - в них не было искры божественного. Он изгнал всех духов из Золотого Города в Тень и приступил к своему следующему творению, и творением этим была жизнь.

создатель сотворил мир с живыми существами, отделив его от Тени Завесой. Его новые дети уже не могли произвольно изменять мир вокруг себя, а потому оказались вынуждены бороться за выживание. Видя это, Создатель наделил их божетсвенной искрой - душой - и с радостью наблюдал, как растут и цветут Его создания и какую изобретательность демонстрируют они во всем.

Возревновав к живым обитателям мира, духи явились к ним во сне и пригласили в Тень. Они хотели узнать больше о жизни, надеясь отыскать способ вернуть расположение Создателя. Через опыт смертных они постигли новое: любовь, страх, боль и надежду. духи преобразили Тень, дабы она напоминала мир живых и дабы в ней были те новые сущности, что они постигли, и каждый дух отчаянно стремился заманить к себе как можно больше спящих в попытке получить через них божетсвенную искру.

По мере того как могущество духов росло. некторые из них стали высокомерно относиться к смертным. Такие духи побывали с самых черных уголках душ спящих. В их землях царили мучения и кошмары, и они знали, что смертных влекут места, отражающие их пороки. Эти духи, оспорив мудрость СОздателя, объявили смертных творениями ниже себя. Вобрав в себя все темное, что они видели в душах, они стали первыми демонами.

Гнев, вожделение, праздность, похоть, гордыня - вот те темные уголки души, что дают демонам их силу, те крючки, которыми процарапывают они себе путь в мир живых. именно демоны нашептали людям, чтобы те отвернулись от Создателя и обратились к лжебогам. Они стремятся подчинить себе все живое, воздвигая в Тени королевства кошмара и надеясь однажды обрушиться на стены самих небес.

И вновь Создатель отчаялся, ибо даровал он своим новым детям способность творить, а в ответ они сотворили грех.

--Из "Первых детей Создателя".

Бейдер, Старший Чародей Оствика.

8:12 Благословенного Века.